Рама - это основная и самая главная часть велосипеда.

Вопрос, какой же материал рамы лучше остается открытым уже не первый год, поскольку подход к выбору материала имеет индивидуальный характер.

На сегодняшний день основными материалами являются хромомолибденовая сталь и алюминиевые сплавы.

1. Сталь - первый материал, из которого стали делать рамы для велосипедов. Ее часто используют для детских велосипедов и моделей для начинающих велосипедистов, которые ищут недорогие, но надежные модели.

Сталь в целом привлекательна благодаря своей надежности, простоте обработки, ремонта и относительной дешевизне. Сталь хорошо гасит вибрации. Если рама начинает стареть, она предупреждает об этом - появляются трещины и ржавчины.

Известны несколько типов стали:

- Hi-Ten - это самый дешевый материал. Рамы из этой стали достаточно тяжелые и не обладают хорошим "накатом".

- Cro-Mо - хромомолибденовые сплавы. Рамы из этого материала более легкие, чем из Hi-Ten, более жесткие, но и более дорогие. Благодаря высокой пластичности, они имеют небольшой диаметр трубы, хорошо держат конструкцию. К достоинствам хромомолибденовой рамы также следует отнести ее способность изгибаться и тем самым облегчать управление, в значительной степени гасить мелкую вибрацию и даже немного смягчать удары. К тому же они незначительно подвержены коррозии. 

2. Alu (Aluminium) - алюминиевые сплавы. Этот материал позволяет сделать еще более жесткую и в тоже время легкую раму. Существует целый ряд алюминиевых сплавов и способов их обработки (7000, 7005, 7005T6, 7009T6, 7010T6, 6061, 6061T6, 6065 и тд). В сплавы 6000-й серии добавляют магний, 7000-й серии - цинк. Чем меньше номер алюминиевого сплава, тем он дороже, а качество его лучше. Более продвинутые фирмы используют сплав 6061.

На алюминиевых рамах легче разгоняться, лучше въезжать на горки, они позволяют хорошо чувствовать дорогу. Алюминиевые рамы не обладают свойством гасить вибрации. Срок жизни этих рам, как правило, меньше (около 10 лет). Однако многие производители в настоящий момент дают пожизненную гарантию на рамы из алюминиевых сплавов. Это говорит о том, что совершенствующиеся технологии позволяют увеличивать срок службы материала.

Последнее достижение алюминиевого рамостроения - гидроформованные трубы. Эта технология позволяет избежать швов в конструкции рамы, что заметно повышает надежность рам. В целом, алюминиевая рама на сегодня - самый лучший вариант, если говорить о соотношении качества и цены.

3. Магний является, пожалуй, самым редким материалом для велосипедных рам и встречается он довольно редко, но все же хочется сказать о плюсах и минусах этих велосипедных рам.

Плюсы:

Очень низкий вес

Хороший накат

Прекрасная жесткость.

Минусы:

Высокая цена

Очень низкий ресурс (до 2-3 лет).

Подвергаются сильной коррозии.

4. Carbon (углепластик). Это сверхлегкие рамы, но крайне неустойчивые к ударным нагрузкам. При этом они отличаются высокой жесткостью и прочностью, помогают быстро набирать скорость. Из-за этого их часто используют велосипедисты, участвующие в шоссейных гонках. Это рамы для профессионального использования.

5. Ti (Titanium) - Титан. Этот материал, как и карбон, пришел в велоиндустрию из аэрокосмической области. Титан сочетает в себе достоинства алюминия и стали - твердость и легкость. Устойчив к коррозии. Отлично гасит вибрации, срок службы достаточно велик. 

Титановые рамы менее распространены из-за довольно высокой цены. По своим качествам они значительно превосходят изделия из алюминия и стали, благодаря чему их предпочитают профессиональные велосипедисты. Рамы из титана обладают высокой прочностью, гасят возникающие во время движения вибрации, не подвержены коррозии. Вес рамы колеблется в пределах от 1,3 до 1,7 килограмм. Титановые сплавы трудно поддаются механической обработке и требуют сложных технологий сварки. Этим объясняется столь высокая цена на титановые сплавы. Рамы из этого материала - для профессионалов.

Выбор рамы для велосипеда индивидуален и зависит от предпочтений велосипедиста и стиля его катания. Для новичков мы бы советовали брать велосипед с рамой из алюминиевого сплава. Велосипеды с рамой из карбона, а тем более титана и магния следует брать людям, профессионально занимающихся велоспортом.